Daugavietis blogs

Эгрегоры (8.1.). Человек эгрегориальной массы

Че­ло­век эг­ре­го­ри­аль­ный, мас­са

По­жа­луй, нач­нем с са­мой ста­биль­ной час­ти че­ло­ве­че­ско­го со­об­ще­ст­ва. С эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, ро­ли, рас­се­ян­но ра­зыг­ры­вае­мой не ув­ле­чен­ны­ми ни­чем осо­бен­ным сред­не­ста­ти­сти­че­ски­ми людь­ми.

Прак­ти­че­ски в лю­бой стра­не это боль­шая часть на­се­ле­ния. Нель­зя ска­зать, что эти лю­ди не име­ют спе­ци­аль­но­го от­но­ше­ния к ка­ко­му-ли­бо кон­крет­но­му эг­ре­го­ру, они, ско­рее, про­сто не за­щи­ще­ны от эг­ре­го­ри­аль­но­го воз­дей­ст­вия, рас­по­ла­га­ют свои жиз­нен­ные ин­те­ре­сы в рам­ках сред­не­ста­ти­сти­че­ских, об­ще­че­ло­ве­че­ских и по­это­му под­вер­же­ны воз­дей­ст­вию всех под­вер­нув­ших­ся эг­ре­го­ров в рав­ной сте­пе­ни, как аб­ст­ракт­ных, так и кон­крет­ных.

Дом, ра­бо­та, се­мья, вы­ход­ные, от­пуск, де­ти, зар­пла­та, те­ле­ви­зор, ве­че­рин­ки, празд­ни­ки, мо­да, убор­ка, долж­ность. Все мас­штаб­ное про­ис­хо­дит где-то там, да­ле­ко, за сте­на­ми квар­ти­ры и за­слу­жи­ва­ет ин­те­ре­са не боль­ше, чем лю­бая дру­гая те­ма для бол­тов­ни с со­се­дом.

Как пра­ви­ло, хо­тя сре­ди этих лю­дей мо­гут по­па­дать­ся и весь­ма от­вет­ст­вен­ные, в це­лом их уро­вень со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти до­воль­но ни­зок, и по­это­му ин­ди­ви­ду­аль­но они иг­ра­ют не­зна­чи­тель­ную роль в об­ще­ст­вен­ных дви­же­ни­ях.

Имен­но та­кие лю­ди в го­ды боль­ше­ви­ст­ских чис­ток и ста­лин­ских ре­прес­сий (во­об­ще-то это ку­да че­ст­нее на­звать по­пыт­кой ге­но­ци­да) вме­сто то­го, что­бы вес­ти дей­ст­вия про­тив обе­зу­мев­ше­го крем­лев­ско­го гор­ца, ор­га­ни­зо­вы­вать со­про­тив­ле­ние, са­бо­ти­ро­вать и вы­хо­дить на ули­цы, во­пре­ки вся­кой ло­ги­ке пре­бы­ва­ли в убе­ж­де­нии, что «чер­ный во­рон» при­ез­жа­ет толь­ко к «пло­хим». Вплоть до то­го мо­мен­та, ко­гда в пред­рас­свет­ный час раз­да­вал­ся стук са­по­гом в их дверь.

Эта же мас­са без­у­ча­ст­но взи­ра­ла на мар­ши­рую­щих по ули­цам мо­лод­це­ва­тых по­лит­кор­рект­ных под­свин­ков в пар­тий­ных ру­ба­хах и про­гля­де­ла рас­цвет на­цио­нал-со­циа­ли­стов в Гер­ма­нии, как и мно­гих дру­гих то­та­ли­та­ри­стов в раз­ных стра­нах. Это пас­сив­ная мас­са, апа­тич­но на­блю­даю­щая при­хо­ды ти­ра­нов во власть и чи­ни­мое ими без­за­ко­ние.

Но здесь вер­но и дру­гое — они спо­соб­ны очень бы­ст­ро ме­нять эг­ре­го­ри­аль­ные пред­поч­те­ния, пусть чуть-чуть, в очень не­боль­ших пре­де­лах, но за­то очень бы­ст­ро и без лиш­них раз­мыш­ле­ний. В осо­бен­но­сти, ес­ли сти­мул ок­ра­шен «жа­ре­ным» или кру­пи­цей стра­ха.

Да это и не муд­ре­но — ведь они не име­ют же­ст­ких эг­ре­го­ри­аль­ных свя­зей, ин­те­ре­сов, пред­поч­те­ний. А ко­гда пред­мет для те­бя не ва­жен, то ты не бу­дешь кри­ти­че­ски об­ду­мы­вать по­лу­чен­ную о нем ин­фор­ма­цию. Про­сто при­мешь к све­де­нию — и все. И при­мешь не толь­ко, ра­зу­ме­ет­ся, ин­фор­ма­цию — еще при­мешь без кри­ти­ки и ощу­ще­ние, ко­то­рое с этой ин­фор­ма­ци­ей бы­ло пе­ре­да­но.

Ко­неч­но, для че­ло­ве­ка, не об­ла­даю­ще­го соб­ст­вен­ным мне­ни­ем по це­ло­му ря­ду во­про­сов, ог­ром­ное зна­че­ние име­ет не про­сто то, что ска­за­но, но и как это ска­за­но, а глав­ное, кем это ска­за­но. Ска­жет дя­дя Са­ша, че­ло­век, ви­дав­ший ви­ды: «Да па­кость этот Ды­ши­рак» — и вот, к про­дук­ции уже поя­ви­лось пред­взя­тое от­но­ше­ние. И в ка­че­ст­ве зав­тра­ка на ра­бо­те че­ло­век уже вы­би­ра­ет не «Ды­ши­рак», а ка­кой-ни­будь в де­сять раз бо­лее вред­ный «Ды­шиг­лист». Ска­жет лю­би­мая все­ми же­на сво­ей под­ру­ге: «Фу, „Пен­зо“, я хо­чу „Куч­чи“, как у Сте­па­нен­ко!» — и вот уже од­на фир­ма за­ра­бо­та­ла оч­ки, а дру­гая по­те­ря­ла. При­чем про­сто со­об­ще­ние «У Сте­па­нен­ко „Куч­чи“, и я то­же та­кую хо­чу» не во­зы­ме­ло бы ус­пе­ха — нет, тут в ход идет весь пси­хо­энер­ге­ти­че­ский ар­се­нал: улыб­ка, по­за, ин­то­на­ция, страсть в го­ло­се, ча­краль­ное из­лу­че­ние — все. Это про­стран­ст­во обы­ден­но­го, по­все­днев­но­го, не­пре­рыв­но­го взаи­мо­влия­ния с от­тен­ком на­де­ж­ды на луч­шее. Слу­хов и без­до­ка­за­тель­ных мне­ний.

Бла­го­дат­ная и про­ни­зан­ная кор­ня­ми всех эг­ре­го­ров поч­ва.

Че­ло­ве­ка эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, хо­тя это от­но­си­тель­но не­стро­гая ка­те­го­рия, до­воль­но лег­ко оп­ре­де­лить по не слиш­ком вы­со­ко­му, но до­воль­но ров­но­му энер­ге­ти­че­ско­му по­тен­циа­лу. Зри­тель­но ви­зу­аль­ная про­ек­ция (ау­ра) та­ко­го че­ло­ве­ка обыч­но раз­мы­та и не об­ла­да­ет чет­кой гра­ни­цей.

В сре­де та­ких эг­ре­го­ри­аль­но от­кры­тых и в то же вре­мя от­стра­нен­ных свои­ми бы­то­вы­ми ин­те­ре­са­ми лю­дей воз­ни­ка­ет своя куль­ту­ра — куль­ту­ра по­верх­но­ст­но­го от­но­ше­ния к дей­ст­ви­тель­но­сти, так на­зы­вае­мая обы­ден­ная пси­хо­ло­гия.

Са­мо по се­бе яв­ле­ние обы­ден­ной пси­хо­ло­гии ока­за­лось за­ме­ча­тель­но по­лез­но для ма­ни­пу­ля­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния. Это не­за­мед­ли­тель­но оце­ни­ли по­ли­ти­че­ские и мар­ке­тин­го­вые си­лы, во мно­гих стра­нах ста­раю­щие­ся сни­зить уро­вень соз­на­ния на­ро­да, де­би­ли­зи­ро­вать его, за­тмить его ра­зум не­клю­че­вы­ми ве­ща­ми, со­сре­до­то­чить по­бли­же к шоу, тряп­кам, про­дук­там и те­п­лу ба­та­рей. Ведь та­кой на­род — это це­лый слой лю­дей, ко­то­рые не со­сре­до­та­чи­ва­ют­ся на про­бле­ме дос­та­точ­но силь­но, что­бы ак­ти­ви­ро­ва­лось кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, ко­то­рым по боль­шо­му сче­ту все рав­но, но они с охо­той по­вто­рят лю­бую бай­ку. Им все рав­но, ка­кую идею или мысль вос­при­нять, — глав­ное, что­бы она бы­ла не­скуч­ной.

По боль­шо­му сче­ту, это впол­не ра­зум­ные лю­ди, и они то­же не осо­бен­но ве­рят со­об­ще­ни­ям СМИ и по­ли­та­гит­кам. Но они, при­выч­но не оп­ре­де­ля­ясь с соб­ст­вен­ным мне­ни­ем, как бы «по­лу­ве­рят» или «ве­рят на три­дцать про­цен­тов». Но эта «ве­ра на три­дцать про­цен­тов» — уже очень мно­го для эг­ре­го­ров. Ведь хоть не­мно­го сдвинь это рав­но­ве­сие — и то­вар, пре­ж­де же­лан­ный, пе­ре­ста­нут по­ку­пать. Сло­ва по­ли­ти­ка по­те­ря­ют убе­ди­тель­ность. Рек­ла­ми­рую­щая се­бя ре­ли­гия ут­ра­тит шарм, ко­то­рый рань­ше к ней при­вле­кал. Это мас­са и ее мне­ние.

Од­ним из хо­ро­ших при­ме­ров мо­жет по­слу­жить про­ве­ден­ная в по­след­ние го­ды в Рос­сии ан­ти­аме­ри­кан­ская кам­па­ния, ко­то­рая на­ча­лась еще с «но­жек Бу­ша». Пом­ни­те? То­гда аме­ри­кан­ские то­ва­ры це­ни­лись. Но вот по­шло: «нож­ки Бу­ша», «гор­мо­ны», «син­те­ти­ка»… И где ав­то­ри­тет аме­ри­кан­ских то­ва­ров? Пе­ре­шел к то­ва­рам ев­ро­пей­ским. Хо­тя то­ва­ры и срав­ни­мы, но как-то вро­де бы аме­ри­кан­ское уже от­да­ет ка­ким-то душ­ком. Это при­мер, в об­щем-то, обыч­ный для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния эг­ре­го­ри­аль­но­го влия­ния в сфе­ре обы­ден­но­го соз­на­ния.

Бла­го­да­ря то­му, что та­ких лю­дей мно­го, это же­лан­ная ми­шень для лю­бо­го со­ци­аль­но­го управ­ле­ния. Для по­ли­ти­ки. Для рек­ламы. Для ре­ли­гии всех сор­тов. Для плос­ко­го юмо­ра с плос­ко­го эк­ра­на.

Лю­ди эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы — это имен­но то, что не­пре­рыв­но де­лят, пи­лят и на ком на­жи­ва­ют­ся.

Имен­но для них кру­тит­ся вся эта обол­ва­ни­ваю­щая без­вку­си­ца с бес­ко­неч­ной рек­ла­мой по те­ле­ви­зо­ру. Имен­но для них при­ме­ня­ют­ся прие­мы «рас­кру­чи­ва­ния» тор­го­вых ма­рок, им «впа­ри­ва­ют» «фа­не­ру», им в уши льют­ся слад­кие ре­чи ре­ли­ги­оз­ных про­по­вед­ни­ков и ве­ле­ре­чи­вые от­кро­ве­ния по­ли­ти­ков, их за­тас­ки­ва­ют ма­рио­нет­ка­ми в пар­тии и сек­ты, за­став­ля­ют стро­ить ком­му­низм и де­лать пя­ти­лет­ки в три го­да. По­че­му бы и нет?

Кри­тич­но они к ус­лы­шан­но­му не от­но­сят­ся, зна­чит, лю­бое те­че­ние име­ет столь­ко не­ре­ши­тель­ных, но не­уве­рен­но доб­ро­же­ла­тель­ных го­ло­сов, сколь­ко раз и на ка­кой объ­ем ау­ди­то­рии ска­за­ли то, что хо­тят за­пус­тить в ее соз­на­ние.

При этом, что ин­те­рес­но, с эг­ре­го­ри­аль­ной точ­ки зре­ния не осо­бен­но и важ­но, со­гла­сит­ся ми­шень с со­об­щен­ной ин­фор­ма­ци­ей или нет — глав­ное, что­бы она от­реа­ги­ро­ва­ла. Эг­ре­гор все рав­но возь­мет свое. Это ка­жет­ся фо­ку­сом, но на са­мом де­ле все про­сто: ведь вос­при­ятие людь­ми друг дру­га но­сит лич­ный от­те­нок, и у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка из эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы най­дет­ся при­мер­но по­ров­ну как дру­зей, так и вра­гов.

Пред­по­ло­жим, че­ло­ве­ку эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы лю­то не по­нра­ви­лась лич­ность по­ли­ти­ка По­мое­ва. Ну и что с то­го — за­то он бу­дет по­вто­рять и по­вто­рять эту фа­ми­лию, и за ка­ж­дым его по­вто­ре­ни­ем вме­сто не­во­вле­чен­ных лю­дей поя­вят­ся или по­тен­ци­аль­ный друг-доб­ро­же­ла­тель По­мое­ва, или враг-не­доб­ро­же­ла­тель По­мое­ва.

Обыч­ный че­ло­век име­ет че­ло­век де­сять, для ко­то­рых зна­чи­мо его мне­ние. Со­от­вет­ст­вен­но, по­ли­ти­ку и пред­став­ляе­мо­му им эг­ре­го­ру дос­та­точ­но ох­ва­тить все­го лишь де­сять про­цен­тов ау­ди­то­рии. Со­от­вет­ст­вен­но, эг­ре­го­ри­аль­ные ин­ве­сти­ции в мас­су оправ­ды­ва­ют­ся очень хо­ро­шо — со­всем не­мно­го энер­гии, ни­че­го осо­бен­но спе­ци­фи­че­ско­го, а ка­кая от­да­ча! Не­пло­хой ре­зуль­тат: из без­вест­нос­ти в эмо­цио­наль­но ок­ра­шен­ные пять­де­сят на пять­де­сят… уже мож­но уча­ст­во­вать в вы­бо­рах.

С дру­гой сто­ро­ны, ес­ли спро­сить, то лю­ди эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы не силь­но от это­го и стра­да­ют. Ведь у них нет ин­тим­ных от­но­ше­ний ни с од­ним из эг­ре­го­ров: се­го­дня один, зав­тра дру­гой. День­ги и вре­мя все рав­но на что-то нуж­но тра­тить, так по­че­му бы не на это. Жизнь идет, не одо­ле­ва­ла бы ску­ка, пусть во­ру­ют, лишь бы не у ме­ня, бу­дет день, бу­дет и пи­ща. Эг­ре­гори­аль­ное влия­ние в мас­се та­ко­во, что стре­мит­ся к не­на­зой­ливо­му при­сут­ст­вию на па­ри­тет­ных на­ча­лах, без зна­чи­тель­но­го пре­ва­ли­ро­ва­ния ка­ко­го-ли­бо од­но­го энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го па­ра­зи­та и без по­тря­се­ний. Впро­чем, эти ос­но­вы из­вест­ны лю­бо­му фер­ме­ру — ес­ли ста­до ко­ров не пу­гать, мо­ло­ка бу­дет боль­ше.

Со­от­вет­ст­вен­но, в ми­ре эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы эг­ре­го­ры влия­ют по­все­ме­ст­но. Но они не слиш­ком на­стой­чи­вы и управ­ля­ют тем по­ве­де­ни­ем и те­ми мыс­ля­ми лю­дей, ко­то­рые так или ина­че со­стоя­лись бы, и где он не спо­со­бен к же­ст­ко на­прав­лен­ным по­ступ­кам, — по под­сче­там не­ко­то­рых мо­их зна­ко­мых, до 70% про­дук­тив­но­го вре­ме­ни че­ло­ве­ка. Ос­таль­ное вре­мя он все же тра­тит на се­бя, сво­их близ­ких и свою стра­ну.

Лишь из­ред­ка по эг­ре­го­ри­аль­ной мас­се про­ка­ты­ва­ют­ся вол­ны, обес­пе­чи­ваю­щие вре­мен­ное пре­иму­ще­ст­во ка­ко­му-ли­бо эг­ре­го­ру, — хо­тя они мо­гут длить­ся де­сят­ки и да­же сот­ни лет и быть весь­ма мас­штаб­ны. Взять хо­тя бы эг­ре­го­ри­аль­ный при­зрак ком­му­низ­ма, ов­ла­дев­ший Рос­си­ей на де­ся­ти­ле­тия, власть ко­рич­не­вых ру­ба­шек, мао­изм, пол­по­тов­щи­ну, Пи­но­че­та… Но это не так уж ха­рак­тер­но для боль­шин­ст­ва стран, и при этом все-та­ки пре­иму­ще­ст­вен­ная часть лю­дей эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы, под­чи­няе­мых по сво­ей при­ро­де, умуд­ря­ет­ся вы­жить.

Ка­за­лось бы, вне ка­та­ст­ро­фи­че­ской си­туа­ции не­по­сред­ст­вен­но­го вре­да от это­го не­мно­го, но это толь­ко «ка­за­лось бы».

Пре­ж­де все­го че­ло­век те­ря­ет эти 70% вре­ме­ни, ко­то­рые он ина­че по­тра­тил бы с поль­зой для се­бя, это ог­ром­ное сни­же­ние эф­фек­тив­но­сти, при­чем «эф­фек­тив­ность» яв­ля­ет­ся эти­че­ски не­пра­виль­ным сло­вом.

Мы же не о так­со­пар­ке го­во­рим! Эта «эф­фек­тив­ность» — вре­мя жиз­ни и мыс­лей жи­во­го че­ло­ве­ка, ко­то­рое он мог бы по­тра­тить на то, что­бы стать сча­ст­ли­вее и пол­но­цен­нее жить. Да­же три­дцать про­цен­тов ук­ра­ден­но­го вре­ме­ни, да­же два­дцать — уже не­про­сти­тель­но мно­го!

Да­лее, ведь это ук­ра­ден­ное вре­мя не про­па­да­ет бес­след­но. Оно ис­поль­зу­ет­ся эг­ре­го­ра­ми в сво­их це­лях, а они из­вест­ны: энер­гия и ста­биль­ность ее по­ста­вок, на этом их стрем­ле­ния за­кан­чи­ва­ют­ся. Ра­зу­мом эг­ре­го­ры не об­ла­да­ют. Со­от­вет­ст­вен­но, са­мо дви­же­ние мас­сы на­прав­ля­ет­ся пу­тем, обес­пе­чи­ваю­щим мак­си­маль­ное и ста­биль­ное ос­во­бо­ж­де­ние энер­гии, — эг­ре­го­ры жи­вут се­го­дняш­ним днем. По­это­му, кста­ти, ку­да бы ни при­шел че­ло­век, на мес­те зем­ли обе­то­ван­ной все­гда воз­ни­ка­ет стес­няю­щая ее жи­те­лей сеть пра­вил и под­чи­не­ний, без ко­то­рой они жи­ли бы сча­ст­ли­вее. Но это не бы­ло бы про­бле­мой, ес­ли бы это дви­же­ние не за­во­ди­ло че­ло­ве­че­ст­во по­сте­пен­но в парк бес­плод­ных раз­вле­че­ний, при­над­ле­жа­щий жи­рую­щим эг­ре­го­рам, из ко­то­ро­го так про­сто уже не вы­пус­ка­ют.

Это вре­мя и уси­лия бы­ли по­тра­че­ны че­ло­ве­че­ст­вом не на се­бя, а на про­грамм­ную ошиб­ку кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го — не­из­вест­но, как рас­по­ря­ди­лись бы лю­ди сво­им вре­ме­нем са­ми, но вот эг­ре­го­ры точ­но не­ра­зум­ны и со­вер­шен­но точ­но жи­вут не во имя бла­га че­ло­ве­ка, а ра­ди са­мих се­бя. Со­от­вет­ст­вен­но, за­тра­чен­ные уси­лия и по­след­ст­вия эг­ре­го­ри­аль­ных дей­ст­вий мо­гут обер­нуть­ся про­тив че­ло­ве­че­ст­ва.

Кое-что мы уже на­блю­да­ем: от­рав­лен­ную во­ду, зем­лю, вы­руб­лен­ные ле­са, гло­баль­ное по­те­п­ле­ние, неф­тя­ные вой­ны. Эг­ре­го­ри­аль­ная мас­са ра­бо­та­ет слов­но ги­гант­ский уси­ли­тель, за­став­ляя лю­дей, близ­ких к по­тен­ци­аль­ным ис­точ­ни­кам со­ци­аль­но­го дви­же­ния, та­ким как лес, нефть, во­да, вы­ка­чи­вать их до­су­ха, не гля­дя на по­след­ст­вия. И вы­ка­чи­вать из­бы­точ­но, пре­бы­вая в со­стоя­нии со­ци­аль­но­го нев­ро­за, ко­гда уже и де­нег для жиз­ни дос­та­точ­но од­ним лю­дям, к ним при­са­сы­ва­ют­ся дру­гие, и так да­лее, и так да­лее. Как вам пре­крас­но из­вест­но, ко­гда речь идет о день­гах, — а они все-та­ки до­воль­но хо­ро­шо от­ра­жа­ют те­че­ние по­тен­ци­аль­ной энер­гии че­ло­ве­че­ст­ва, — о по­след­ст­ви­ях за­ин­те­ре­со­ван­ные лю­ди не за­ду­мы­ва­ют­ся.

А ведь ни­ка­кое со­ци­аль­ное по­ло­же­ние и ни­ка­кие день­ги не ком­пен­си­ру­ют по­те­рян­ные го­ды и не по­да­рят ни ми­ну­ты жиз­ни. Не­за­щи­щен­ный че­ло­век, за­брав­ший­ся на са­мый верх, не сча­ст­ли­вее то­го, кто вни­зу — он толь­ко ка­жет­ся та­ким. Он про­сто пре­бы­ва­ет в эг­ре­го­ри­аль­ном пар­ке ат­трак­цио­нов, иг­рая на наи­выс­шую дос­туп­ную ему став­ку и без­воз­врат­но тра­тя си­лы сво­ей ду­ши. Лю­ди по­гло­ще­ны эг­ре­го­ри­аль­ной гон­кой в пер­со­наль­ное ни­ку­да.

Еще од­ной ил­лю­ст­ра­ци­ей опас­но­сти не­за­мет­но­го дрей­фа эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы яв­ля­ют­ся вой­ны — ко­то­рые, как пре­крас­но из­вест­но, на­чи­на­ют не оз­лоб­лен­ные на­ро­ды, а эг­ре­го­ри­аль­ные по­ли­ти­ки и примк­нув­шая к ним не­мно­го­чис­лен­ная кли­ка, ко­то­рая по­том, ра­зу­ме­ет­ся, в око­пах да­же не по­ка­зы­ва­ет­ся.

Че­ло­век эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы от­крыт для всех эг­ре­го­ров и ис­поль­зу­ет­ся ими бо­лее-ме­нее рав­но­мер­но, при­выч­но не­за­мет­но для не­го са­мо­го. Та­кое по­ло­же­ние хо­тя на пер­вый взгляд и не на­ру­ша­ет сво­бо­ду во­ли да­же в слу­чае тру­до­вых от­но­ше­ний, име­ет ми­ну­сы в ви­де рас­тра­ты в поль­зу эг­ре­го­ров вре­ме­ни и эмо­цио­наль­ных сил, а так­же опас­но­сти на­сту­п­ле­ния не­бла­го­при­ят­ных по­след­ст­вий эг­ре­го­ри­аль­ных хо­дов.

Но ска­зан­ное не оз­на­ча­ет, что че­ло­век пре­бы­ва­ет в со­стоя­нии эг­ре­го­ри­аль­ной мас­сы веч­но. Не­ко­то­рые, ко­неч­но, ос­та­ют­ся в ней всю жизнь, но, по­ми­мо то­го, что та­кой че­ло­век под влия­ни­ем об­стоя­тельств мо­жет в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни иг­рать роль эг­ре­го­ри­аль­но­го функ­цио­не­ра, за­час­тую он вре­мен­но или по­сто­ян­но пе­ре­хо­дит в ка­че­ст­вен­но дру­гие ка­те­го­рии взаи­мо­от­но­ше­ний с эг­ре­го­ра­ми — ка­те­го­рии, ко­то­рые, к со­жа­ле­нию, под­ра­зу­ме­ва­ют ку­да бо­лее ин­тен­сив­ный энер­го­об­мен.

Lai pievienotu komentāru, vispirms ir jāielogojas portālā
ExitIeiet | Reģistrēties